📺
June 4, 2023

Идентификация, как способ борьбы с психологической травмой

Последний год в моей жизни происходят события, которые сильно влияют на моё психологическое состояние. Причём, каждый месяц ситуация скорее ухудшается. Смотришь со стороны и думаешь — Да куда хуже?! Спустя время понимаешь куда. Я сейчас не жалуюсь, скорее подвожу вас к теме «психологическая травма», которую хочу обсудить, в рамках посмотренного на днях сериала «Идентификация».

кадр из сериала «Идентификация»

Раньше я умудрялся ежедневно смотреть по 1-2 фильма. Откуда у меня было столько времени, до сих пор понять не могу. Сейчас заставить себя посмотреть фильм, а тем более сериал — это прям подвиг, к которому я готовлюсь заранее и провожу целый обряд. Поэтому, вы должны понять, что посмотреть 8 часов сериала российского производства на не совсем веселую тему — это серьезный и обдуманный мною шаг.

Если я решился посмотреть сериал, то обычно на сезон я трачу не больше двух выходных дней. Тут всё пошло иначе. После просмотра первых двух серий остался осадок, который не отпускал. И так было после каждой серии. Каждый новый день, включая ТВ, я не горел желанием досматривать этот сериал. Последний раз у меня так было с сериалом «Хрустальный».

Но как итог, я заставил себя досмотреть. Понравилось или нет, расскажу ниже.

Немного аннотации из оф.источников:

Сюжет сериала разворачивается вокруг трагедии, случившейся в семье мусульман-киргизов, живущих в Москве. Главная героиня Валерия — сирота, которая живет и работает на рынке одежды. Она принимает ислам и выходит замуж за брата своего начальника Бакира Байматова. Жизнь девушки начинает наконец складываться, но на свадьбе происходит убийство — жена Бакира находит его изуродованный труп. Валерия последней видела мужчину живым, и все улики указывают, что убийца — невеста.  Однако в невиновность Валерии верит адвокат, страдающий ДЦП, и следователь Плахов. Вскоре он выясняет, что подозреваемая уже находится в розыске и ее жизнь полна тайн.

Перед тем, как продолжите читать дальше, посмотрите трейлер. Может это совсем не ваше и не стоит тратить время на мой текст.

трейлер сериала «Идентификация»

После просмотра первых двух серий, не покидало ощущение дежа вю. Уж больно многое напоминало мини-сериал «Однажды ночью». Причём качество съемок совсем не уступают зарубежному сериалу. Операторская работа так вообще выше всех похвал, но о ней чуть позже.

После 3-ей немного провисшей серии бросается в глаза хорошо детализированный сценарий, в перемешку с киноляпами. Не мог понять почему так, ведь видно режиссёр с командой старались. Лишь после просмотра сериала, увидев «фильм о фильме» я узнал, что сериал создавался почти 2 года из-за перерывов связанных с пандемией. Многие сцены приходилось воссоздавать заново, а люди связанные с кинопроизводством прекрасно понимают, как это тяжело. Так что эти все киноляпы были забыты и прощены.

Постепенно, раскручивая сюжет, все глубже уходя в детективный триллер, режиссёр начинает расставлять своего рода маркеры, вводя в сюжет персонажей, существование которых, с первого взгляда, кажется лишним.
Спустя время я понял, что казались они лишними, так как я ожидал от сериала детективный триллер, а получил визуализацию глубокой и сильной драмы режиссёра.

кадр из сериала «Идентификация»

Немного о режиссёре Владлене Санду.

Рассказывая о себе, она говорит коротко — «Родилась в Крыму, выросла в Чечне, а потом попала в Москву и в кино», но если покопаться, то выяснится, что Владлена жила в Чечне в непростое время и пережила 4 года войны, которые оказали на неё сильное влияние.

Еще при просмотре картины не покидало ощущение, что режиссёр-сценарист явно имеет какую-то травму. Уж больно много боли в каждой серии. Так глубоко показать травмы могут лишь те, кто её прочувствовал. Владлена одна из тех немногих в наше «тик-ток-время», кто не понаслышке знает, что такое ПТСР.

Из wiki:

Психологическая травма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 1980-х годов кризисной психологии. 

Осознавая эту деталь её биографии многое встаёт на свои места. На некоторые сцены смотришь иначе, глубже, яснее.

В качестве примера почему-то приходит на ум Гай Ричи со своим фильмом «Джентельмены», где каждый герой был своего рода «львом». Вспомнив фильм, вы поймете, что начиная от самого главного героя, заканчивая шпаной на улице, каждый имеет «сердце льва».

Так и с фильмом Санду, где нет ни одного героя, кто бы не имел травму. Начиная от главной героини, заканчивая детьми, мелькающими в некоторых кадрах.

Травма — то самое слово, которое описывает не только весь сюжет фильма, но и каждого героя, каждую сцену. Держа в голове это слово, многие сцены в воображении уходят так глубоко, что понимаешь насколько сложно вообразить масштаб катастрофы всех этих людей.

кадр из сериала «Идентификация»

Детализация сценария, который объединяет кучу историй разных людей, местами приводила меня в шок.

Помните, когда у режиссёра первых двух частей «Железного человека» Джона Фавро спросили, готов ли он снять «Мстителей» и он ответил, что главная преграда для него — он не понимает, как в одном кадре может быть человек в железном костюме и Бог грома. Как вообще можно успеть обо всех рассказать?

Ведь и правда снять «Мстителей» было тяжело. Надо было каждому герою оставить необходимое время, успеть каждого раскрыть и не помешать общему сюжету себя показать.

Так и с «Идентификацией», но Санду это смогла сделать. Ты вроде думаешь, что фильм об одной девушке и её травме, а в итоге фильм не об одном человеке, а о всех, за кем мы всё это время наблюдали на экране. Кому-то под конец может показаться, что получилась «сборная солянка», но видя, как режиссёр смог всех их уложить в 8 серий, хочется лишь сказать ВАУ!

Сериал оказался настолько глубоким для меня, что я о нём могу писать очень долго, так что я лучше остановлюсь.

В последнюю очередь, но не по важности, хочу обозначить своё глубокое уважение оператору Веронике Тырон, которая смогла показать российскому кинопроизводству, что можно снимать так круто, что операторы большинства зарубежных картин будут смотреться, как первокурсники. Моё глубочайшее почтение Веронике за её труд.

кадр из сериала «Идентификация»

В заключении скажу следующее:

Санду умудрилась из сюжета обычного детективного триллера сделать необычную драму, где поднимаются вопросы/темы, о которых все знают, но многие молчат:

  • феминизм и woman power
  • домашнее насилие
  • проблемы мигрантов
  • люди с ограниченными возможностями
  • насилие в тюрьмах
  • проблема послевоенной реабилитации солдат…

И многое другое. Столько тем, столько сюжетных линий/судеб и всё это грамотно уложено в детективный триллер.

Режиссёр спросила зрителей в «Фильм о фильме»:

«Если вы для себя поняли, как выйти из круга насилия, то значит я сняла то, что хотела.»

Посмотрев фильм, я не ответил себе на её вопрос и не понял как выйти из круга насилия в существующем обществе. Но я точно идентифицировал себя, с учетом увиденного.